Dark Petersburg
29.11.04 Интервью. Theodor Bastard
 

DP: Фёдор, давай для начала обратимся к самым корням проекта, известного ныне как Theodor Bastard . С чего началось твое увлечение музыкой? Что послужило отправной точкой для создания группы?

Федор: В 1996 году не было группы, был "Федор сволочь" в одиночестве. Это как импульс… Если же вы спрашиваете про группу, то как таковой состав сформировался только к 1999 году. До этого у нас переиграло множество музыкантов, многие из них имеют уже свои проекты.

DP: Жизнь группы началась в 1996 году, и изначально ваша музыка была более экспериментальной, и сложной для восприятия. Какие люди, события или явления оказывали свое влияние на становление вашего стиля?

Федор: Это не значит, что сейчас мы не вернемся к экспериментальным работам, как соло артист, я выступаю до сих пор, т.е. если вы видите на афише ФЕДОР СВОЛОЧЬ, то это я, а группа – это THEODOR BASTARD. Конечно, может возникнуть путаница, но даже это – можно считать экспериментом. Несколько дней назад я вернулся из Словении, где на фестивале восточно-европейской электронной музыки, представлял весьма сложную и тяжелую для восприятия работу. Так, что мне кажется, что не многое изменилось с середины 90-х, возможно концепция, но не подход….

DP: Насколько я знаю, альбом "Пустота" - это первая работа Theodor Bastard , записанная "живым" концертным составом. Расскажи в нескольких словах о каждом из участников проекта: как кто попал в группу, и кто за что в ответе? Страна должна знать своих героев…

Федор: В данном предложении меня коробит все: и слово "страна", как государство, как система – это не моя точка координат и какой бы то ни было "героизм"… Не хочется быть высокопарным, это немного банально, но наша музыка говорит за себя. Засорив восприятие, не нужными деталями наших личных жизней и судеб, вы потеряете целостность восприятия. Для нас всегда была важна дистанция между своей личностью и творчеством.

DP: Каким образом складываются отношения в коллективе при написании нового материала: это диктатура меньшинства или демократия? Как происходит рождение песен?

TB: Вы слишком технически представляете этот процесс. Все происходит более чем естественно. Обычно мы долго работаем над собой, над собственным настроем, над созданием особой атмосферы творчества. В городе – это особенно трудно. Чтобы начать играть – на какой-то момент нужно избавиться от всей бытовой шелухи. Для этого требуется время. Но когда атмосфера создана – остается просто играть. Вы не поверите, но все происходит само по себе…

DP: Чем для вас является творчество в рамках Theodor Bastard ?

TB: Всем и Ничем.

DP: Каковы ваши мотивации для занятия музыкой?

TB: Это призвание, наверное. Какие тут еще мотивации?

DP: Давайте теперь перейдем к обсуждению вашей последней работы. CD "Пустота" имеет очень занятное оформление. Интересно узнать, чей воспаленный мозг родил этого гибрида Буратино и богомола, и какие идеи выражает символика оформления буклета, это как-то связано с содержанием диска?

TB: Но это не Буратино – а Пиннокио! "Загляни за занавес мой Пиннокио" – это слова из нашей песни "Догма", так вот Пиннокио в текст добавил Борис Бардаш (ОЛЕ ЛУККОЙЕ), который и спел по нашей просьбе эту песню. Визуальную часть оформления альбома и клипа, сделал московский художник Кол Белов. Его клип на нашу песню "Пустота" получил множество призов во всем мире и пользуется большим успехом в Интернете. Кол – настоящий гений, и я уверен, что вы услышите о нем еще не раз. Мы рады, что благодаря чистой случайности, имели возможность познакомится с ним.

DP: Какой смысл вы вкладывали в название альбома?

TB: Хорошо, проиллюстрирует ваш вопрос, история с дзенскими метлами описанная Джеком Керуаком в "Ангелах одиночества". "Один монах спрашивает другого: "Хань-Шань в чем смысл пустоты?" Тот отвечает вопросом на вопрос: "Ши-Те вымыл ли ты утром пол в своей кухне?" "Но, Хань-Шань я спрашиваю - в чем смысл пустоты?" "Ши-Те, а я спрашиваю, вымыл ли ты утром пол в своей кухне?" "Хе… хе…" – смеется Ши-Те. "Почему ты смеешься Ши-Те?" – спрашивает Хань-Шань. "Потому, что мой пол вымыт" "В чем же тогда Ши-Те смысл пустоты?" И тогда Ши-Те хватает свою метлу и начинает мести пустоту…"

DP: Песни представленные на диске являются по большей части самостоятельными произведениями, или можно рассматривать "Пустоту" как концептуальный альбом, объединенный общей идеей?

TB: Можно и так и эдак. Нет пределов для восприятия.

DP: Насколько важной для вас является текстовая составляющая творчества по отношению к музыкальной?

TB: Такой же важной, как и все остальное. Мы не разделяем музыку на элементы. В текстах нам показалась интересной идея – создать некий прото-язык, смешав уже существующие. Отчасти она удалась, а отчасти нет…

DP: Вы определяете стиль альбома "Пустота" как слияние европейской готики и этнической музыки стран Востока. На мой взгляд, довольно спорное определение (в плане "готики"), т.к. на Западе существует довольно большое число коллективов играющих музыку подобную вашей, но готикой их не называют. Можно предположить, что это рекламный ход с целью заполучить определенную аудиторию (ведь не секрет что в готической субкультуре, правильно себя позиционировав, можно играть и обыкновенный русский рок, но быть при этом культовыми фигурами дарк сцены), или я ошибаюсь?

TB: Интересный вопрос. На самом деле не мы определяем так "Пустоту", а ее определяют так в пресс-релизах. С другой стороны – мы никогда себя не причисляли себя к готической субкультуре и более того никогда ей не интересовались. Но в какой-то момент – мы оказались в ее эпицентре. Как это произошло – загадка. Готы сами стали ходить на наши концерты. Немецкий готический лейбл "Pandaimonium" – предложил нам соблазнительный контракт. На выпущенный альбом – вышли рецензии в готических журналах. Мы не знаем, что это? Возможно всеобщее помешательство? В рецензиях в основном идет речь о готическом звучании, но не в плане пост-панк готики, а в плане готики изначальной, наверное так… Хотя, это не значит, что в этой эстетике мы останемся надолго. И для нас это никогда не было коммерческим вопросом, это точно.

DP: Что вы в принципе понимаете под словом "готика" по отношению к субкультуре вообще, и по отношению к музыке в частности?

TB: Этот вопрос не к нам, а к тем, кто этим термином оперирует. Мы не знаем ни одного музыканта, из тех, кто уважает себя, который будет причислять себя к каким-то направлениям. Стиль – ведь это не музыкальная вещь. Как только нас не называли! И этно-готика, и психоделия, и готик-трип-хоп, у кого что на уме. Все зависит в большей степени от интеллектуального багажа критика.

DP: Вы знакомы с музыкой израильской группы Orphaned Land ? Они объединяют в своем творчестве мелодии Востока со всевозможными направлениями современного металла и религиозно-философскими текстами. Как раз для них мелодии Востока являются родными и знакомыми с детства, а почему вы выбрали именно восточную тематику в своем творчестве: дань моде, альбом на злобу дня (события на Ближнем Востоке и все такое), другие причины?

TB: Нельзя сказать, что мы оперируем только восточными мелодиями. Если вы прислушаетесь, то услышите в песнях "Алтея" и "Selva" отчетливые русские корни, а в песнях "Пустота" и "Зима" – корни европейской музыки. Мы выросли во всем многообразии многонациональной культуры, отчасти это следствие глобализма как такового, от части и то, что наша Россия всегда была страной больше азиатской, нежели европейской.

DP: Нет ли у вас в планах идей, поработать с другими направлениями этнической музыки, например с русской народной? Как мне кажется, это было бы более интересно и нетривиально, хотя быть может и более сложно.

TB: Но об этом мы говорили только что… Мы уже давно работаем с русскими мелодиями и напевами, но если вы ждете от нас лубочного исполнения, как это делает ИВАН КУПАЛА или Мария Капуро, то не дождетесь…Такая "народная музыка" имеет еще меньшее отношение к русскому фолку, чем матрешки для туристов. Единственной интересной группой в этом направлении, можно назвать ВОЛГУ.

DP: Несколько слов о том, как проходила подготовка альбома "Пустота"? Насколько я знаю, запись заняла довольно продолжительное время, были какие-то трудности?

TB: Конечно эти трудности – это самое интересное, что было. Мы записали много материала – и ушло довольно большое время, чтобы его привести его к тому, каким мы его представляли. Теперь все в порядке.

DP: Альбом был издан в Европе на немецком лейбле "Pandaimonium", а в Америке на двух мексиканских лейблах "Art Records" и "Noise Kontrol". Насколько сложно, или легко было осуществить такой прорыв на Запад, и что дало вам это сотрудничество?

TB: Прорыв – это громко сказано, все происходит само по себе. Сейчас нас выпускает еще и Турецкий лейбл MUZIKAL YAPIM и на очереди японское издание и американское. Этим просто нужно начать заниматься и дальше как снежный ком… Конечно, нам многое дает такое сотрудничество – прежде всего контакты с интересными людьми, концерты, необычные места, другие страны…

DP: В продолжение разговора о западных лейблах. Насколько мне известно, некоторое количество команд "готического" плана из бывшего Союза с успехом выпускают свои работы на Западе. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить французский этериал лейбл " Pricosnovenie ", на котором подписаны наши Caprice , и украинские Fl ё ur , вы вот на "Pandaimonium", но нет практически ни одной более-менее известной команды с другого полюса тёмной музыки, я имею в виду метал, подписанной на солидном западном лейбле. С чем на твой взгляд связанна такая ситуация: с меньшей конкуренцией на мировой "готической" сцене, или с бездарностью российских "сталеваров"?

TB: Вынуждены вас разочаровать. Мы никогда не интересовались
метал-сценой. Поэтому очень сложно сказать, что знают в Европе о нашей
метал-сцене. В целом же, Россия, так огромна, что если группа завоевала
популярность здесь, то откуда этот комплекс неполноценности? Европа лишь
клочок суши, населенный такими же людьми, как и мы. Не нужно превращать ее в
фетиш.

DP: Одной из сильных сторон Theodor Bastard всегда были живые выступления. Ваши концерты несут невероятно мощный эмоциональный заряд для слушателя, но интересно знать, что вы получаете взамен?..

TB: Мы получаем энергию, не меньшую чем наш слушатель, а может большую. Все зависит от настроя, бывают, конечно, и неудачные концерты. Но в целом, это сильнейшая энергетическая подпитка для нас – это как психоделический опыт, который продолжает работать на тебя и дальше… Концерт закончился, а что-то осталось.. И это важно для нас…

DP: Вам уже довелось побывать с концертами в Европе. Как публика там воспринимает вашу музыку?

TB: Мы не стараемся позиционировать себя, как русскую группу.
Люди приходят на музыку, а не на страну происхождения. Выступая впервые в Бельгии, мы поняли, что можем найти слушателя и за пределами своей родины. И в тот момент, это было открытием для нас. Сейчас это кажется естественным. В Германии мы давали тур в поддержку нашего альбома, который вышел на немецком лейбле, и там было порядка 10 концертов и крупный фестиваль. Он проходил на территории бывшего советского аэродрома, между Берлином и Гамбургом. Там было около 10 тысяч человек, много сцен. Там среди публики были люди, которые занимаются акробатическими штуками с огнем – огнеглотатели или что-то в этом роде - и они под нашу музыку устроили огненное шоу. Потом мы получили письмо от них: они сказали, что наша музыка идеально подходит для их представлений. Для нас это была лучшая похвала...

DP: По ходу беседы, у меня возник вот какой вопрос. Вы считаете, что произведение искусства само по себе уже является самодостаточной вещью для восприятия зрителем/слушателем? Например интересуясь и занимаясь фотографией я уже несколько раз сталкивался с такими работами которые будучи представленными отдельно вызывали какие-то негативные чувства, вплоть до физиологической неприязни или не вызывали никаких чувств вообще, но снабженные рассказом автора о том как, зачем и почему он это снял, обретали огромный смысл. Так должен ли ваш слушатель обладать определенным багажом знаний и уровнем интеллекта, или для того чтобы вас понять, достаточно настроить свои чувства на "туже волну"?

TB: Так или иначе - не очень понятна постановка вопроса. То что "автор снабжает произведение рассказом", как вы говорите - это может быть и общей концепцией произведения или же даже его неотъемлемой лингвистической частью - если же нет, то - это профанация или обман... Зачастую молчание и честнее и правильней. Ибо во многих случаях, творец предстает медиумом (проводником) неких идей, энергий и состояний. В этот момент его личность не значит ровным счетом ничего. Все искусство медиума заключается в умении нейтрализовать себя, став просто оголенным проводом, по которому бежит электричество. Иначе энергия не достигнет слушателя. После того как произведение закончено - этот человек может быть таким же двуногим млекопитающим как все и все остальные со своими тараканами и мелкими грешками. Но это ничего не меняет. Результат произведение искусства, если оно в нашем понимании НАСТОЯЩЕЕ, то результат некий метафизический отчет из по ту сторону, печать безличностного запечатленного человеческой рукой. Можно сказать, что мы говорим о трансперсональном опыте. В таком случае любой авторский комментарий лишь помеха на пути восприятия Иного.

DP: В чем вы видите перспективы, новые пути развития для современной альтернативной музыки?

TB: Никогда не задумывались над этим вопросом. Однозначно музыка перестанет занимать одно из первых мест в прибылях транснациональных корпораций. И надо надеется, из нее уйдут случайнее люди, так как им она не будет приносить никакого дохода…

DP: Как бы вы охарактеризовал тот этап развития, на котором сейчас находится группа? И какие цели вы перед собой ставите на будущее?

TB: Мы пишем новый альбом, а так же участники взялись за свои давно заброшенные сольные проекты. Один из них SAMKA аж двумя треками был представлен на английском сборнике "Extreme Music From Russia". Так же появилась новая концертная программа у Федора, который недавно представил ее на фестивале восточноевропейской музыки Progress в Словении.

DP: Помниться первый ваш альбом назывался "Восемь способов добиться леди", может раскроете нашим читателям секрет хотя бы пары из них? :)

TB: Сейчас для нас это не столь актуально. Простите %)

DP: Огромное спасибо за столь исчерпывающие ответы. Лично для меня они открыли несколько новых граней понимания вашей музыки, тем более что альбом "Пустота" частый гость в моем CD -плеере. И напоследок, если хотите, скажите несколько слов для всех тех, кто любит вашу музыку, думаю что среди жителей Дарк Петербурга таких найдется немало…

TB: Если бы не наши слушатели, наши друзья и коллеги и их поддержка, участие и гостеприимство для нас не было бы никакого смысла выходить на сцену. Что тут еще можно сказать? :)

Автор: Ganconer [29.11.04]
Опубликовано: 02.12.04
Комментарии: смотреть/добавить
Events
OTTO DIXSEELENZORN "töte deinen Zorn"ANDREW & DIMA "Big City"ШМЕЛИ "Кошкины Обиды"эксклюзивные аксессуары
DIZZASTER [dizzied music label] Gothic.Ru Otto Dix Goths.Ru Лаборатория [fotosynthes] ThyDoom
DarkPro 2003-2005