Dark Petersburg
Отчёт: СВЕТ ИЗ ТЬМЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ [16.01.2005]
 

Концерт на троих ( medievalfest )

Red club , 16 января 2005

СВЕТ ИЗ ТЬМЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Санкт-Петербург часто называют культурной столицей России, и видно не спроста. Задуманный своим основателем как "окно в Европу", он впитал в себя бесчисленное количество традиций и влияний Запада. И хотя Петербург довольно молодой город, а по меркам старейших городов континента находится еще в стадии младенчества, за три века своего существования он накопил такую невероятную культурную ауру, которая позволяет ему встать в один ряд с такими культурными столицами как Рим, Лондон, Париж…

Сегодня в музеях, галереях и выставочных залах Петербурга можно найти не только произведения традиционного искусства, но и творения современных авангардных художников, а в музыкальных залах и клубах города звучит музыка всех стилей и направлений, начиная от привычной классической музыки и джаза, до молодежной клубно-танцевальной и экстремальной. Но несмотря на то что Петербург, по своей природе оставаясь классицистским, является современным европейским городом, при желании в нем можно услышать не только коллективы, играющие традиционную классическую и современную музыку, но и музыкальные коллективы исполняющие музыку казалось бы совершенно несвойственную ни месту, ни времени. Ярким примером могут служить ансамбли исполняющие раннюю старинную музыку эпохи Средневековья и Возрождения. Примечательным является тот факт, что существуют такие коллективы на разных уровнях от академических ансамблей, которые играют в ведущих концертных залах и дворцах города, до тех музыкантов кто демонстрирует свой талант на площадках ночных клубов, а то и вовсе под открытым небом, но именно эти ансамбли теснее других связаны с современностью, и несут старинную музыку в самые широкие массы. Один из таких концертов в Red клубе, на котором мне довелось побывать, был приурочен сразу к двум знаменательным событиям: двухлетию ансамбля средневековой музыки MUSICA RADICUM и презентации первого альбома ансамбля средневековой музыки LATERNA MAGICA - " Amor Ei ". Специальным гостем мероприятия стал совместный проект spirare - noise коллектива "ШУМЫ РОССИИ" и Ольги Комок (ансамбль средневековой музыки " Laterna Magica ").

Удивительно, но факт: подобные мероприятия действительно привлекают к себе большое количество весьма разнообразной публики. Здесь вы встретите как завсегдатаев фольклористских и толкинистских тусовок: юношей в расшитых рубахах и довольно зрелых мужей с окладистой бородой и трубкой в зубах, девушек с, ниспадающими волнами на плечи, распущенными волосами в платьях сшитых на манер средневековых; так и готов в черных одеяниях и неизменном готическом мэйк-апе; впрочем, как и простых смертных любителей старинной музыки, которые приходят сюда целыми семьями. С огромным удивлением я наблюдал, как по залу бегал малыш лет 3-4, явно довольный всем происходящим, пока отец не взял его на руки, но даже на руках родителя ребенок проявлял огромный интерес к действу на сцене…

Чем же привлекает так столь различных людей звучание старинных инструментов и песен на наречиях, которые теперь мало кто понимает. Ответов может быть несколько, а по большому счету у каждого пришедшего он свой. Для поклонников фэнтези и ролевых игр, эльфоманов и хоббитофилов это еще один способ окунуться в атмосферу старой сказки. Для любителей фолка это еще один источник позволяющий прильнут к народной традиции, хотя по большому счету многие произведения, исполняемые ансамблями старинной музыки, являются авторскими композициями средневековья и Ренессанса, пусть даже и анонимными. Для готов, по крайней мере, некоторой части носителей этой субкультуры, средневековая (читай готическая) музыка, также является своеобразным возвращением к корням. Только здесь можно услышать ту музыку, которая действительно звучала в старинных замках и церквях, непременных местах действия готических романов. По большому счету средневековую музыку в наши дни можно расценивать, как один из способов выйти из пост-индустриального состояния духа. Рожденная в один из самых мрачных периодов истории человечества, период кровавых войн, огня и железа, эта музыка через века несет в себе свет, любовь и веру. Свет из тьмы средневековья. Свет к которому мы стремимся также как и все поколения людей жившие до нас на этой земле. Свет – которого нам так не хватает…

MUSICA RADICUM

MUSICA RADICUM (Музыка корней) – это санкт-петербургский ансамбль, исполняющий музыку средневековья, эпохи перехода от темной хтоники язычества к свету цивилизованного христианства. Смешивая музыкальные традиции разных народов, ансамбль стремится к единому источнику вдохновения, который питал творческих людей всех времен и континентов. То, что делают музыканты MUSICA RADICUM – подношение первозданным стихиям, хмельному Бахусу и Чистой Деве Марии, воинственному Марсу и умиротворенному Джа.

Участники:

  • Автушкова Снежана - мандолина, gaita gallega (волынка), cornemuse de berry (французская волынка), tabor & pipe , pandereta ;
  • Рыбальский Виктор - gaita gallega , gralla catalana , digeridu , алтайский варган, джамба, горловое пение, биримбау, огонь;
  • Алексндр Журо - uilian pipes , арфа, раушпфайф, флейты, ребек;
  • Александр Черкашин - перкуссия: дарбука, давул, тамморра, джамба, колокола, биримбау

Инструментальную основу группы составляют две испанские волынки, точнее галисийские гайты. Использование таких инструментов обязывает к исполнению родной для них музыки – испанской. Есть в репертуаре MUSICA RADICUM и Франция, и Бретонь, Шотландия, Ирландия, Германия, Греция, Албания — вся Европа. Соответственно, используются музыкальные инструменты этих стран.

Появившись на сцене в стилизованных под старину костюмах, с замысловатыми прическами музыканты и вправду напоминали выходцев из средних веков, бродячих менестрелей, волшебной силой перенесенных сквозь время и пространство в стены питерского клуба. А когда заиграла музыка, казалось что магия материализовалась. Использование таких духовых инструментов, которые находятся в арсенале MUSICA RADICUM , не позволяет им играть заунывные мелодии. Вырываясь на свободу звуки, сами собой складываются в оглушительные заводные мелодии, а ноги так и просятся в пляс. Собственно так и поступили некоторые из посетителей клуба, образовав небольшой хоровод в центре зала и лихо отплясывая старинные танцы. И скажу я вам. такое занятие требует некоторой сноровки и умения, так как ритмика средневековых танцев несколько отличается от популярных "ирландских", которые исполняют наши псевдокельтские коллективы на подобии THE DARTZ . И вот уже сами музыканты не в силах устоять на месте, как волчок закружился волынщик на месте продолжая при этом старательно нагнетать воздух в кожаное нутро своего инструмента. Завершив свой "танец" музыканты покинули сцену, но не навсегда, уступив место на сцене ансамблю LATERNA MAGICA , после их выступления ребята из MUSICA RADICUM еще раз вышли на сцену, чтобы исполнить еще несколько произведений, используя еще более необычные инструменты, среди которых была огромная морская раковина и варган. На последок хочется отметить тот факт что коллективы подобного плана на удивление весьма органично смотрелись в пространстве современного клуба, представляю какой эффект они производят когда выступают на фестивалях под открытым небом – общей крышей того мира, под которой и рождалась эта музыка.

LATERNA MAGICA

LATERNA MAGICA (Волшебный фонарь) – это санкт-петербургский ансамбль, исполняющий европейскую музыку средних веков и возрождения. LATERNA MAGICA сочетает звучание аутентичных инструментов и стремление к исторически достоверному прочтению старых текстов с экспериментами в интерпретации. Волшебный фонарь с помощью звучания старинных инструментов воссоздаёт яркие музыкальные картины Европы XII - XVI веков: от трубадурских песен, придворных танцев и народных наигрышей до учёных мотетов и церковных гимнов. Но всё это не музейные экспонаты. Как их знаменитые предки, новые менестрели – неутомимые импровизаторы, выдумщики необычных интерпретаций. В алхимическом тигле свободного творчества они оживляют древние мелодии и, путешествуя по городам и странам, радуют ими современных слушателей.

Исполнители:

  • Ольга Комок - вокал, колесная лира, портативный орган
  • Дмитрий Игнатов - арабская лютня
  • Михаил Качалов - фидель, никкельхарпа
  • Рустик Позюмский - фидель
  • Тарас Драк - тар, кеманча

В связи с тем, что это выступление LATERNA MAGICA было приурочено к выходу на лейбле RECORD ONE их первого CD диска " Amor Ei ", музыканты по большей части исполняли материал с этого альбома. Программа " Amor Ei " включает в себя два средневековых музыкальных цикла принадлежащих разным странам и эпохам – семь Cantigas de Amigo ("Песни о друге") созданы на северо-западе Испании, в Галисии в середине или второй половине XIII века; восемь Estampies Royal ("Королевские эстампи") записаны веком позже в Париже.

В отличие от MUSICA RADICUM инструментальную основу LATERNA MAGICA составляют струнные инструменты. Быть может от того, музыка в исполнении этого коллектива звучит более мягко и лирично даже при исполнении быстрых фрагментов. Хотя не берусь судить на 100 %, так как " Amor Ei " единственная программа, которую я пока слышал, а тут сам материал обязывает.

Цикл Cantigas de Amigo представляет собой единственный в своем роде, самый ранний образец испанской светской любовной лирики. Авторство кантиг приписывается трубадуру или жонглеру Мартину Кораксу ( Martin или Martim Corax ), о происхождении которого остается лишь гадать. Ясно только, что кантиги были созданы не в столице Галисии Сантьяго-де-Компостелла, а южнее, где-то на побережье залива Виго, возможно, в городке Виго, который существует до сих пор. Залив Виго – узкий, фьордообразный – связывает воедино содержание песен, это главный их адресат и единственное обстоятельство места: к волнам залива обращается девушка, потерявшая моряка-возлюбленного, к заливу она бежит на встречу с любимым, танцует на берегу... Музыкальный язык кантиг, несколько неожиданно для севера страны – прибежища кельтов и оплота испанского христианства – хранит отпечаток южной мозарабской традиции, мелизматической и пряной. Это довольно медленная и печальная музыка, погружающая слушателя в атмосферу легкой тоски и грусти.

Французские Estampies Royal – инструментальные танцы, написанные в традиции, повсеместно распространенной в Европе XIV века. Эти анонимные (как, впрочем, и все другие европейские танцы того времени) произведения – детище Парижа, важнейшего культурного центра средневековой Европы. Согласно названию, танцы предназначались для придворных празднеств. Все "Королевские эстампи" – выдержанные в характере чинного шествия или стремительного хоровода – звучат по-северному холодновато. В мелодике их не найти ориентального вкуса, свойственного итальянским и даже английским танцам XIV века. Слушая музыку некоторых танцев этой серии, с точки зрения современного человека, даже сложно себе представить, что под такую музыку можно было танцевать.

Кроме того, в след уходящему Рождеству LATERNA MAGICA исполнила старинную английскую рождественскую песню и несколько других произведений. Затем на сцену опять вышли музыканты MUSICA RADICUM , дабы исполнить вторую часть своей программы…

ШУМЫ РОССИИ & Ольга Комок ( aka UT 415)

…и вот свет на сцене померк, осталось лишь красное свечение прожекторов. На экране замелькали сменяющие друг друга смутные образы видеоинсталляции, а в уши ударил неясный шум… Два человека на сцене сидящие лицом друг к другу. На коленях девушки колесная лира (копия инструмента конца XIV века), перед ней пюпитр с нотами, напротив молодой человек с laptop . Два мира, две эпохи сплетаются в единое временное, звуковое и визуальное пространство, которое невозможно описать, но лишь почувствовать самому…

Совместный проект spirare - noise коллектива ШУМЫ РОССИИ и Ольга Комок (ансамбль средневековой музыки "Laterna Magica"), помещает музыку XIII - XIV веков в звуковое пространство современной городской цивилизации. Староиспанские кантиги исполненные на колесной лире, сопровождаются гармоническими полифониями (landscapes), шумами (musique concrete), и индустриальными ритмами. Электронная и акустическая составляющие проекта оттеняют и дополняют друг друга в строгих, сдержанных пропорциях – ни одна из них не доминирует и не служит аккомпанементом для другой.

Cantigas de Santa Maria – это собрание 427 тщательно переписанных и искусно иллюстрированных кантиг (традиционный испанский музыкально-поэтический песенный жанр) о чудесах Девы Марии занимает особое место. Это и антология поэтических шедевров на кастильском языке, и бесценный «словарь» средневекового музыкального языка, и важнейший свод иконографических документов, позволяющих реконструировать инструментарий, способы исполнения кантиг, а также детали придворных празднеств и обстоятельства обыденной жизни в Испании XIII века. Но главным образом, Cantigas de Santa Maria – это памятник культа Богоматери, важнейшего в католической культуре средних веков и живого по сей день. Кантиги повествуют о чудесах больших и малых: о том, как Дева Мария победила василиска и дракона в Толедо, как выудила из реки подвыпивших монахов под Саламанкой, как излечила умирающую лошадь, обратила в истинную веру полсотни иудеев или изгнала дьявола из безумца... Каждая из историй – возвышенных, суровых, страшных или забавных – исполнена веры в бесконечное милосердие. А каждая десятая кантига – хвалебная песнь в честь Богоматери.

Как я уже сказал сложно объяснить и описать те чувства, которые вызывает столь своеобразный коктейль из средневековой музыки, шумового авангарда и визуального сопровождения. В любом случае такое прочтение материала имеет право на существование. Это действительно стоит услышать своими собственными ушами и увидеть своими собственными глазами. А сделать это в скором времени будет достаточно просто. На февраль 2005 года на лейбле RECORD ONE запланирован релиз дебютного альбома этого проекта. Быть может это выступление в самой большей степени выражает мою мысль о месте старинной музыки в современном мире. Свет из тьмы средневековья, прошедший сквозь столетия дабы рассеять тьму в сердцах современных людей.

Автор: Ganconer
Комментарии: Смотреть/Добавить
Articles
OTTO DIXSEELENZORN "töte deinen Zorn"ANDREW & DIMA "Big City"ШМЕЛИ "Кошкины Обиды"эксклюзивные аксессуары
DIZZASTER [dizzied music label] Gothic.Ru Otto Dix Goths.Ru Лаборатория [fotosynthes] ThyDoom
DarkPro 2003-2005